Высоцкий Владимир Семёнович

Высоцкий Владимир Семёнович

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, Россия

Москва, Россия

Краткая информация

ЛЕГЕНДА АВТОРСКОЙ МУЗЫКИ, АКТЕР ТЕАТРА И КИНО, ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ БЫЛ КУМИРОМ МИЛЛИОНОВ. ПЕСНИ В ЕГО ИСПОЛНЕНИИ ЗВУЧАТ В ДЕСЯТКЕ ФИЛЬМОВ — «КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ», «ВЕРШИНА», «Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА». ПОСЛЕ СМЕРТИ АРТИСТА ВОЗЛЕ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ СТОЯЛИ ЛЮДИ: С ВЫСОЦКИМ ПРИШЛА ПРОСТИТЬСЯ ВСЯ МОСКВА.

Проба пера

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ РОДИЛСЯ 25 ЯНВАРЯ 1938 ГОДА В МОСКВЕ. С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ОТЕЦ ОТПРАВИЛСЯ НА ФРОНТ, А МАТЬ С СЫНОМ ПЕРЕЕХАЛИ В ОРЕНБУРГСКУЮ ОБЛАСТЬ. В ЭВАКУАЦИИ ОНИ ПРОЖИЛИ ДВА ГОДА И В 1943 ГОДУ ВОЗВРАТИЛИСЬ В МОСКВУ. ЗДЕСЬ СЕМИЛЕТНИЙ ВЛАДИМИР ПОШЕЛ В ПЕРВЫЙ КЛАСС. УЧЕБА ДАВАЛАСЬ ЕМУ ПЛОХО, А МАМА МНОГО РАБОТАЛА И НЕ МОГЛА СЛЕДИТЬ ЗА УСПЕХАМИ СЫНА. К ТОМУ МОМЕНТУ БРАК РОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ РАСПАЛСЯ: У КАЖДОГО БЫЛА НОВАЯ СЕМЬЯ.


В 1946 ГОДУ ВЫСОЦКИЕ РАЗВЕЛИСЬ. МАЛЬЧИК СТАЛ ЖИТЬ С ОТЦОМ И МАЧЕХОЙ. В 1947 ГОДУ ОНИ ПЕРЕЕХАЛИ В ГЕРМАНИЮ, КУДА ПО СЛУЖБЕ КОМАНДИРОВАЛИ ОТЦА. О СВОИХ ПЕРВЫХ ЗАГРАНИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ ПИСАЛ МАТЕРИ В МОСКВУ: «Я ЖИВУ ОЧЕНЬ ХОРОШО. ХОЖУ В ШКОЛУ, СТАРАЮСЬ УЧИТЬСЯ ХОРОШО. ПАПА МНЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ. У МЕНЯ УЖЕ ДВА НОВЫХ КОСТЮМА, БОТИНКИ И ПАЛЬТО. ЗАВТРА ТЕТЯ ЖЕНЯ ЗАКАЖЕТ МНЕ САПОГИ». В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ВЫСОЦКИЙ УЧИЛСЯ ИГРАТЬ НА ПИАНИНО.


ПРОГУЛЯЙТЕСЬ ПО МУЗЕЮ «ДОМ ВЫСОЦКОГО НА ТАГАНКЕ», НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

В 1949 ГОДУ ВЫСОЦКИЕ ВЕРНУЛИСЬ В СССР И ПОСЕЛИЛИСЬ В МОСКВЕ, В БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ ПЕРЕУЛКЕ. ЗДЕСЬ ЖЕ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ ПОШЕЛ В ПЯТЫЙ КЛАСС 186-Й МУЖСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ЕГО ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О РАЙОНЕ, ГДЕ ОН ЖИЛ И УЧИЛСЯ, ПОЗЖЕ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ МНОГИХ ТЕКСТОВ.


В ШКОЛЕ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ УВЛЕКСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ: В 14 ЛЕТ ОН ВМЕСТЕ С ОДНОКЛАССНИКОМ ВЛАДИМИРОМ АКИМОВЫМ НАПИСАЛ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «АППАРАТ IL» («ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ ЛУЧИ») ПО МОТИВАМ РОМАНА «ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА» АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО. В 1953 ГОДУ ВЫСОЦКИЙ СОЧИНИЛ СВОЕ ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ-ПОСВЯЩЕНИЕ ИОСИФУ СТАЛИНУ «МОЯ КЛЯТВА».


ПИШУ Я ОЧЕНЬ ДАВНО. С ВОСЬМИ ЛЕТ ПИСАЛ Я ВСЯКИЕ ВИРШИ, ДЕТСКИЕ СТИХИ ПРО САЛЮТ. А ПОТОМ, КОГДА СТАЛ НЕМНОЖКО ПОСТАРШЕ, ПИСАЛ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПАРОДИИ.


НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОН ПОЗЖЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ В СВОИХ СОЧИНЕНИЯХ. ОДНОКЛАССНИК ВЫСОЦКОГО, ВЛАДИМИР АКИМОВ, ВСПОМИНАЛ: «В 8-М КЛАССЕ, ДОПУСТИМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗООЛОГИИ ДАЛА УЧЕНИКАМ ЗАДАНИЕ ВЫРАСТИТЬ ПЛЕСЕНЬ НА КУСКЕ ЧЕРНОГО ХЛЕБА. <...> ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ ОТЛИЧНИК И ВОЛОДЯ… ОН ПРИНЕС ПЛЕСЕНЬ НА МОРКОВКЕ — ТО ЛИ ВЫРАСТИЛ, ТО ЛИ СЛУЧАЙНО ОБНАРУЖИЛ И ПРИНЕС НА УРОК. У УЧИТЕЛЬНИЦЫ БЫЛО ПРОЗВИЩЕ МОРКОВКА, ПОЭТОМУ ПРОСТИТЬ ЭТУ ВЫХОДКУ ВЫСОЦКОМУ ОНА НЕ МОГЛА ДО ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ. ПОЗЖЕ ЭТА АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПОПАЛА В ПРОЗАИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЫСОЦКОГО «РОМАН О ДЕВОЧКАХ».


ПАРАЛЛЕЛЬНО С УЧЕБОЙ И ЗАНЯТИЯМИ ПИСАТЕЛЬСТВОМ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ УЧАСТВОВАЛ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ, ГДЕ ПРЕПОДАВАЛ АКТЕР И РЕЖИССЕР ВЛАДИМИР БОГОМОЛОВ. РЕБЯТА САМИ ДЕЛАЛИ КОСТЮМЫ И ДЕКОРАЦИИ, СТАВИЛИ НЕБОЛЬШИЕ СЦЕНКИ И ПОЛНОЦЕННЫЕ СПЕК­ТАКЛИ.

Навстречу искусству

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ В 1955 ГОДУ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ ХОТЕЛ ПОСТУПАТЬ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, НО СЕМЬЯ НЕ ПОДДЕРЖАЛА ЕГО. ОН СТАЛ СТУДЕНТОМ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА МИСИ. ОДНАКО УЖЕ ПОСЛЕ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА ОТЧИСЛИЛСЯ И СТАЛ ГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ-СТУДИЮ МХАТ. В ЯНВАРЕ 1956 ГОДА ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ ВЕРНУЛСЯ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК БОГОМОЛОВА.


У ВЫСОЦКОГО БЫЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПРИКУС, ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ И СИПЛЫЙ ГОЛОС МАЛЕНЬКОГО ДИАПАЗОНА — ВСЕ ЭТО МОГЛО ПОМЕШАТЬ ЕМУ СТАТЬ БОЛЬШИМ АКТЕРОМ. К ТОМУ ЖЕ ВЫСОЦКИЙ НЕ ПОХОДИЛ НА МУЖЕСТВЕННОГО ГЕРОЯ: ЗА ХУДОБУ И УЗКИЕ ПЛЕЧИ ЕЩЕ В ШКОЛЕ ЕГО НАЗЫВАЛИ «ВЫСОТОЙ». НО ОН УСЕРДНО РАБОТАЛ НАД СВОЕЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ. С ТАКИМ ЖЕ УПОРСТВОМ ОН ОСВАИВАЛ ИГРУ НА ГИТАРЕ.


У МЕНЯ В СЕМЬЕ НЕ БЫЛО НИКОГО ИЗ АКТЕРОВ И РЕЖИССЕРОВ, КОРОЧЕ ГОВОРЯ — НИКОГО ИЗ ЛЮДЕЙ ИСКУССТВА. НО МОЯ МАМА ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА ТЕ­АТР И С САМЫХ-САМЫХ МАЛЫХ ЛЕТ КАЖДУЮ СУББОТУ, ЛЕТ ДО 13–14, ВОДИЛА МЕНЯ В ТЕАТР. И ЭТО, НАВЕРНОЕ, ОСТАЛОСЬ. ВИДНО, В ДУШЕ КА­ЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ОСТАЕТСЯ МАЛЕНЬКИЙ УГОЛОК ОТ ДЕТСТВА, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТСЯ НАВСТРЕЧУ ИСКУССТВУ.


ЛЕТОМ 1956 ГОДА ВЫСОЦКОГО ПРИНЯЛИ В ШКОЛУ-СТУДИЮ МХАТ. СВОЮ ДЕБЮТНУЮ РОЛЬ ОН ПОЛУЧИЛ УЖЕ НА ПЕРВОМ КУРСЕ В ПОСТАНОВКЕ «ГОСТИНИЦА «АСТОРИЯ» ПО ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ШТЕЙНА. НА ВТОРОМ КУРСЕ СТАЛ ПРОБОВАТЬ СЕБЯ В ПРОЗЕ — СОЧИНИЛ ПЕРВУЮ ЗАРИСОВКУ ИЗ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ АКТЕРОВ «О ЖЕРТВАХ ВООБЩЕ И ОБ ОДНОЙ — В ЧАСТНОСТИ...», ЗАТЕМ — ЦИКЛ РАССКАЗОВ ПРО «СОБАКУ РЕКСА, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗНАЧИТЕЛЬНО УМНЕЕ СВОЕГО ХОЗЯИНА», РАССКАЗ ПРО УВОЛЕННОГО С РАБОТЫ.


В СТУДЕНЧЕСТВЕ ВЫСОЦКИЙ ИГРАЛ В СПЕКТАКЛЯХ «ИВАНОВ», «ВЕДЬМА», «СВАДЬБА» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АНТОНА ЧЕХОВА, УЧАСТВОВАЛ В УЧЕБНОМ ЭТЮДЕ ПО «ПРЕСТУПЛЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ» ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО, СНЯЛСЯ В ЭПИЗОДИЧЕСКОЙ РОЛИ СТУДЕНТА ПЕТИ В ФИЛЬМЕ «СВЕРСТНИЦЫ» РЕЖИССЕРА ВАСИЛИЯ ОРДЫНСКОГО. В ДИПЛОМНОМ СПЕКТАКЛЕ «НА ДНЕ» ВЫСОЦКИЙ СЫГРАЛ БУБНОВА.

Песенное творчество Высоцкого

В 1960 ГОДУ ВЫСОЦКИЙ ПОЛУЧИЛ ДИПЛОМ «АКТЕРА ДРАМЫ И КИНО» В ШКОЛЕ-СТУДИИ МХАТ. ВЫПУСКНИК ПОПАЛ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ В МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. НО ХРИПЛЫЙ ГОЛОС И ВНЕШНОСТЬ ВЫСОЦКОГО ОТТАЛКИВАЛИ РЕЖИССЕРОВ, ПОЭТОМУ ПОНАЧАЛУ ЕМУ НЕ ДАВАЛИ РОЛЕЙ. АКТЕР ОСТАЛСЯ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ РАБОТЫ И ДЕНЕГ.


СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ НЕРЕАЛИЗОВАННОСТЬ ВЫСОЦКИЙ СТАЛ ВЫПЛЕСКИВАТЬ В ПОЭЗИИ. СРЕДИ ПЕРВЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ — «ТАТУИРОВКА», «БОЛЬШОЙ КАРЕТНЫЙ», «ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА». НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОН СТАЛ ИСПОЛНЯТЬ ПОД СОБСТВЕННУЮ ГИТАРНУЮ МУЗЫКУ.


Я ОДНАЖДЫ УСЛЫШАЛ МАГНИТОФОН, УСЛЫШАЛ ПРИ­ЯТНЫЙ ГОЛОС, УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ МЕЛОДИИ. И, КОНЕЧНО, СТИХИ, КОТОРЫЕ Я ТОЖЕ УЗНАЛ. ЭТО БЫЛ БУЛАТ [ОКУДЖАВА]. И ВДРУГ Я ПОНЯЛ, ЧТО ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ СТИХОВ МОЖНО УСИЛИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕН­ТОМ И МЕЛОДИЕЙ. Я ПОПРОБОВАЛ ЭТО СДЕЛАТЬ СРАЗУ САМ: ТУТ ЖЕ БРАЛ ГИТАРУ, КОГДА У МЕНЯ ПОЯВЛЯЛАСЬ СТРОКА, — И ВДРУГ ЭТО НЕ ЛОЖИЛОСЬ НА ЭТОТ РИТМ. Я ТУТ ЖЕ МЕНЯЛ РИТМ И ВИДЕЛ, ЧТО ЭТО ДАЖЕ РАБО­ТАТЬ ПОМОГАЕТ, Т. Е. СОЧИНЯТЬ С ГИТАРОЙ. ПОЭТОМУ МНОГИЕ ЛЮДИ НА­ЗЫВАЮТ ЭТО ПЕСНЯМИ. Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО СТИХИ, ИСПОЛНЯЕМЫЕ ПОД ГИТАРУ, ПОД РОЯЛЬ — ПОД КАКУЮ-ТО РИТМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.


БОЛЬШИНСТВО ПЕРВЫХ ПЕСЕН ВЫСОЦКИЙ НАПИСАЛ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ. НЕОЖИДАННО ДЛЯ НЕГО САМОГО ОНИ СТАЛИ ПОПУЛЯРНЫМИ. АВТОР ГОВОРИЛ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА, ПОЭТОМУ МНОГИЕ ДУМАЛИ, ЧТО ОН МНОГО ЛЕТ ПРОВЕЛ В ЛАГЕРЯХ И ПИШЕТ О СВОЕМ ОПЫТЕ. НА САМОМ ДЕЛЕ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СОЧИНЕНИЙ ВЫСОЦКОГО ПОСЛУЖИЛИ ИСТОРИИ, УСЛЫШАННЫЕ В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ.


ЧУТЬ ПОЗЖЕ ОН ПОПОЛНИЛ СВОЙ ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР НОВЫМИ ТЕМАМИ И ПЕРСОНАЖАМИ — ОНИ БЫЛИ ЛОГИЧЕСКИМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ СТАРЫХ. НАПРИМЕР, ВОЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ШТРАФНЫЕ БАТАЛЬОНЫ» И «ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ» РАССКАЗЫВАЛИ ДАЛЬШЕ ИСТОРИИ ИЗ ПРОШЛЫХ ПЕСЕН О ЗАКЛЮЧЕННЫХ.


ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПЕСЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ВЫСОЦКИЙ ПРОДОЛЖАЛ ИСКАТЬ «СВОЙ ТЕАТР». ОН С ПЕРЕРЫВАМИ СЛУЖИЛ В ТЕАТРЕ ПУШКИНА, ИГРАЛ В ТЕАТРЕ МИНИАТЮР, ПРОБОВАЛСЯ В ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК». НАКОНЕЦ, В 1964 ГОДУ ВЫСОЦКИЙ СТАЛ АРТИСТОМ ТЕАТРА ДРАМЫ И КОМЕДИИ НА ТАГАНКЕ, ГДЕ И ПРОСЛУЖИЛ ДО КОНЦА ЖИЗНИ. ЗДЕСЬ ОН СЫГРАЛ СВОИ ЛУЧШИЕ РОЛИ. ПЕРВАЯ ЗАМЕТНАЯ ИЗ НИХ — ГАЛИЛЕЙ В СПЕКТАКЛЕ «ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ». В ЭТОЙ ПОСТАНОВКЕ ВЫСОЦКИЙ ИГРАЛ БЕЗ СЦЕНИЧЕСКОГО ГРИМА, А ВСЕ ВОЗРАСТНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕНОГО ПЕРЕДАВАЛ АКТЕРСКИ. ЗАТЕМ АРТИСТ ИСПОЛНИЛ РОЛЬ КАТОРЖНИКА ХЛОПУШИ В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «ПУГАЧЕВ». КРИТИК НАТАЛЬЯ КРЫМОВА НАЗВАЛА СЦЕНУ С ВЫСОЦКИМ «В СИЛУ ОСОБОГО ДАРОВАНИЯ АКТЕРА КУЛЬМИНАЦИОННОЙ».


КТО БРАЛСЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН ВЫСОЦКОГО?


В ЭТОТ ЖЕ ПЕРИОД ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ НАЧАЛ ПУБЛИЧНО ВЫСТУПАТЬ СО СВОИМИ ПЕСНЯМИ. В 1965 ГОДУ АРТИСТ ИСПОЛНИЛ ПЕСНИ «БЛАТНОГО ЦИКЛА» В ЛЕНИНГРАДСКОМ КАФЕ «МОЛЕКУЛА», А ЧЕРЕЗ ГОД — В ИНСТИТУТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. СО ВРЕМЕНЕМ ГЕОГРАФИЯ И РЕПЕРТУАР КОНЦЕРТОВ СТАЛИ РАСШИРЯТЬСЯ. ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОХОДИЛИ В ИНСТИТУТАХ И ДОМАХ КУЛЬТУРЫ, В АЛЬПИНИСТСКИХ ЛАГЕРЯХ И ШАХТАХ.